Меню
Новости Проф-Ресурс

Оценка профессиональных рисков

Оценка профессиональных рисков
С 1 марта 2022 года в ТК РФ добавили ст. 218, рассказывающую о видах профессиональных рисков и методах их оценки. Рассмотрим основные положения статьи, а также поэтапный процесс и особенности проведения оценки профессиональных рисков.

Зачем проводить оценку профессиональных рисков

Оценку профессиональных рисков (ОПР) необходимо проводить для:
  • выявления опасностей;
  • снижения риска травмирования и получения профзаболеваний.

Поскольку создание безопасных условий труда необходимо для осуществления рабочей деятельности, работодатель обязан не только проводить регулярную оценку, но также принимать меры по снижению уровня риска и знакомить с ними сотрудников.

Тем более, с 1 марта 2022 года проведение оценки профессиональных рисков стало обязательным в соответствии с приказом Минтруда № 926.

Виды профессиональных рисков и опасностей

По новым правилам, прописанным в Трудовом Кодексе, профессиональные риски подразделяются на:
  • травмирование;
  • профзаболевание.

А вот выявленные или возможные опасности, на основе которых устанавливается уровень риска в организации, рекомендуется подразделять.

1. Виды деятельности работников, на которых они были выявлены.
К данному виду относятся опасности, возникающие из-за работы в тяжелых климатических условиях, на высоте или даже в офисе со скользкими полами.

2. Причины появления опасностей.
К ним принадлежат физические, химические, биологические и другие опасности. Они включают в себя такие проявления как радиация, бактерии и удар молнии.

3. Происшествия, которые повлекли за собой опасность.
Такой вид формируется на основе проявления последствий опасностей. Так, например, отсутствие средств индивидуальной защиты и наличие некачественных СИЗ приведут в итоге к одному событию — травме или заболеванию вследствие отсутствия необходимой защиты от вредных факторов.

Все виды и подвиды опасностей, а также методы их оценки, подробно описаны в статье 218 ТК РФ. Работодатель вправе выбрать любой понравившийся ему способ.

Особенности проведения оценки профессиональных рисков

Рассмотрим особенности проведения профессиональных рисков на примере сравнения со специальной оценкой условий труда, чтобы было более понятно:

Отличние оценки профессиональных рисков от специальной оценки условий труда
Таким образом, процесс оценки профессиональных рисков затрагивает более широкую сферу оценивания, а ответственность полностью ложится на работодателя.

Несмотря на кажущуюся простоту, за несоблюдение условий проведения ОПР, законодательством предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Порядок проведения оценки профессиональных рисков

Внимание! Официального нормативного акта, определяющего порядок проведения оценки профессиональных рисков, нет. Однако есть подробные рекомендации.

Каждому руководителю необходимо выбрать и составить методику с учетом особенностей сферы деятельности предприятия, но в основе любого метода должен быть следующий план действий:
  1. создать комиссию минимум из 3 человек;
  2. прописать Положение к процедуре проведения оценки;
  3. выделить и зафиксировать возможные опасности;
  4. рассчитать уровень риска на основе выделенных опасностей;
  5. оформить карту рисков;
  6. составить план мероприятий по уменьшению уровня рисков;
  7. ознакомить сотрудников с результатами оценки рисков.

Актуальная информация об оценке профессиональных рисков должна вноситься в инструктажи по охране труда.

Напоминаем, наш учебный центр «Проф-Ресурс» проводит обучение по охране труда в заочной форме с применением дистанционных технологий. По всем вопросам обращайтесь к нам по телефону, в онлайн-чате или оставляйте данные в форме обратной связи.

Читайте также:

📌Инструктаж по охране труда: кто может проводить и как вести журнал?
📌Охрана труда: что изменится с 1 марта 2022 года?
Охрана труда