Следите за актуальными новостями — подписывайтесь на нашу рассылку.
Онлайн-медицина: как развиваются технологии телемедицины
Медицина не стоит на месте – каждый раз появляются новые технологии. Одна из таких – возможность консультироваться с врачом онлайн, что является одной из задач телемедицины.Согласно приказу Минздрава №965н, телемедицинские технологии (ТМТ) – это процесс оказания медицинской помощи с использованием информационных технологий для удаленного взаимодействия врачей с пациентами и проведения консультаций, а также участия в консилиуме врачей.
Применение телемедицины стало активно развиваться еще в 2018 году, когда оказывать медицинские услуги дистанционно разрешил закон «О телемедицине» (ст.36.2 ФЗ №323 и приказ №965н). Однако не все так просто – закон не разрешает использовать онлайн-консультацию при первичном осмотре.
Тем не менее в 2020 году удаленно уже консультировались более 5 млн. человек, а число зарегистрированных пользователей у провайдеров составляет более 10 млн.
Предполагается, к 2030 году половина медицинских консультаций будет проводиться в онлайне. На данный момент телемедицина используется больше как средство помощи в экстренных ситуациях, а не как инструмент в ежедневной работе врачей, поскольку вокруг телемедицинских услуг очень много мифов.
5 мифов о телемедицинских технологиях
Миф 1. Врачи тратят много рабочего времени на телемедицину
Часть правды в этом мифе действительно есть, потому что очные консультации отнимают меньше времени. Поэтому регионы, в которых активно развиты телемедицинские технологии, это уже осознали и чаще консультируют пациентов в виде текстовых сообщений.Однако в целом телемедицина даже разгружает работу врача. Так, время можно экономить на:
- этапе записи пациента на прием;
- сборе анамнеза;
- дороге до медучреждения – здесь уже преимущество телемедицины для самого пациента.
Если же наладить организацию внутри медицинского учреждения, то телемедицина будет достаточно успешна и эффективна.
Миф 2. Врачам нет разницы, как консультировать – офлайн или онлайн
Тут разница все-таки достаточно большая.Согласно опросу одному из ведущих разработчиков телемедицинских систем ГК ХОСТ, у 30% респондентов из 100 опрошенных врачей отсутствует трафик на онлайн-консультацию. Получается, что материальной выгоды от такой работы у медработников нет. Зато есть у пациентов – цена на телемедицину гораздо ниже очной консультации.
Те клиники, в которых есть квота на телемедицинские услуги, остаются в меньшинстве. В лучшем случае в организациях есть подушевой норматив ОМС.
Миф 3. Телемедицинские услуги не являются профессиональными
Несмотря на то, что телемедицинские услуги появились не так давно, их эффективность зависит от самого врача, как и при очном приеме. Поэтому здесь очень важно грамотно подходить к выбору специалиста.Конечно для проведения удаленных консультаций отдельная лицензия не требуется, но телемедицинские услуги распространяются только на те направления, на которые у клиники есть лицензия. Поэтому всегда можно попросить у доктора разрешительные документы, подтверждающие его квалификацию.
Кроме этого, специалисты проходят обучение на тех же курсах повышения квалификации для медработников, например по направлению «Телемедицина: регламенты и технологии внедрения».
Миф 4. Телемедицина позволяет навсегда забыть о личных походах к врачу
Лечиться удаленно очень удобно, однако обойтись только лишь им не получится. Это связано со строгим законодательством, которое запрещает ставить диагноз онлайн. Ведь необходимо сначала лично осмотреть пациента и выявить проблемы, а уже потом – корректировать лечение.Сейчас телемедицина позволяет наблюдать за здоровьем пациента, интерпретировать анализы и исследования, что исключает опасную самодиагностику и самолечение, оказывая дистанционную поддержку высококвалифицированного специалиста.
Миф 5. Онлайн-врач не несет ответственности
Говоря о законности и профессиональности оказания телемедицинских услуг, нельзя не сказать об ответственности за лечение.Даже если врач общается не лично, а в онлайн-формате, он все равно несет такую же ответственность, как и при очном приеме. И поскольку врач не может поставить диагноз онлайн, он дает лишь рекомендации своему пациенту о том, как тому следует подготовиться перед очным приемом.
А уже на вторичной консультации онлайн-врач может уточнить диагноз и результаты обследования, потом на их основании скорректировать схему лечения и прием медикаментов.
Напоминаем, наш центр ДПО «Проф-Ресурс» проводит обучение медработников по всем направлениям, в том числе по программам профессиональной переподготовки по медицине.
По всем вопросам обращайтесь к нам по телефону, в онлайн-чате или оставляйте данные в форме обратной связи.