- В новом документе в 5 раз меньше требований
- Основные требования к медучреждениям
- Как не получить штраф во время проверки
В новом документе в 5 раз меньше требований
В рамках “регуляторной гильотины” был отменен ряд многих нормативных документов, среди которых и СанПин 2.1.3.2630-10. Теперь, с 1 января этого года, вместо него действует новый документ, который касается оказания медицинской помощи.Напомним, что в одной из наших статей мы уже разбирали новый СанПин, однако мы затрагивали исключительно изменения площади помещений в медучреждении. Теперь мы подробнее рассмотрим требования, касаемые дезинфекции помещений.
Новый документ содержит в 5 раз меньше требований, чем предыдущий, однако это не означает, что сократились и важные нормативы.
Внимание! Медицинская организация в вопросах дезинфекции и стерилизации должна опираться не только на требования СанПин 2.1.3678-20, но и на ряд других нормативных актов.
Среди таких:
- МУ 3.5.3104-13 – дезинфекционные мероприятия при энтеровирусных инфекциях.
- МУК 4.2.1035-01 – контроль дезинфекционных камер.
- СП 3.5.13780-03 – требования к осуществлению дезинфекционной деятельности.
- МУ 3.5.1937-04 – очистка, дезинфекция и стерилизация эндоскопов и инструментов к ним.
- МУ 287-113 – стерилизация и дезинфекция медицинских изделий.
- МУ 3.5.736-99 – технология обработки белья в медучреждениях.
Основные требования к медучреждениям
В прежнем документе все требования к дезинфекции и стерилизации в медицинских организациях были прописаны во 2 главе. При этом отдельные требования ‒ стоматологического или акушерского профиля ‒ уточнялись в конкретных разделах.Теперь же новые правила закреплены в IV разделе , однако в нем представлены не только требования по дезинфекции, но и все санитарные нормы в отношении организаций, оказывающих медицинские услуги.
Подробнее о требованиях:
1.Отделка помещений
Одним из основных требований к помещениям медорганизации является требование к отделке стен. Оно подразумевает под собой использование влагостойких материалов, которые способны выдержать регулярную дезинфекцию и мойку. Аналогичное требования в прежнем СанПине было предназначено только для классов чистоты А и Б.Помимо стен, потолки также нужно отделывать соответствующими материалами, которые выдерживают влажную очистку и обеззараживание. При этом элементы потолков должны быть фиксированы, чтобы не было возможности сдвинуть во время уборки.
2. Транспорт
У инфекционного помещения должен быть отдельный въезд или вход, а также крытая площадка для дезинфекции транспорта.3. Постельное белье
В медорганизациях обработка постельных принадлежностей должна проводиться в специальном дезинфекционном структурном подразделении. Также есть возможность отдавать белье в иные организации, в которых есть дезинфекционные камеры.4. Нагревательные приборы
Нагревательные приборы должны иметь поверхность, которая приспособлена к воздействию моющих и дезинфицирующих растворов.5. Вентиляция
В клиниках должны быть актуальные паспорта на системы механической приточно-вытяжной вентиляции. И один раз в год нужно проводить проверку эффективности работы, очистку и дезинфекцию. При этом в асептических помещениях приток воздуха должен преобладать над вытяжкой.6. Мебель
К мебели в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях (кроме административных и вестибюльных) также должны предъявляться требования, касаемые устойчивого к воздействию моющих и дезинфицирующих средств материала.Как не получить штраф во время проверки
Стоит отметить, что с 2021 года Роспотребнадзор будет осуществлять выездные проверки медицинских организаций. При этом он может выбирать форму проверки ‒ очная или дистанционная. Решение для каждой медорганизации будет приниматься индивидуально.Каждое медучреждение проводит производственный контроль за соблюдением санитарных правил, цель которого ‒ соблюдение безопасности лечебно-диагностического процесса для пациентов и медперсонала.
Для того чтобы не получить штраф, медорганизация должна внести в программу производственного контроля следующие изменения:
- Добавить в раздел о точках отбора смывов для проверки качества текущих уборочных мероприятий информацию “и высококонтактные поверхности”. При этом перечислить эти точки контроля: смесители, ручки крана, выключатели, кнопки лифтов, бытовая техника для совместного использования больными (чайник, микроволновки, холодильники), оконные и дверные ручки, телефоны, стойки регистрации.
- Дополнить информацию о том, что дверные ручки и выключатели нужно проверять на золотистый стафилококк и БГКП.
- Прописать в программе периодичность отбора смывов. Периодичность зависит от профиля клиники.
Внимание! Роспотребнадзор может выявить нарушения по видеозаписям. Поэтому важно следить за тем, чтобы ответственный работник раз в 3 часа обрабатывал оконные и дверные ручки и другие вышеперечисленные поверхности.
Также для соблюдения дезинфекционного режима необходимо проводить с сотрудниками регулярные консультации и небольшие инструктажи по правильной технике обработки рук, использованию средств индивидуальной защиты и др. И результаты вносить в специальный журнал.