Новости по отраслям

Зачем нужен план эвакуации и как его составить?

План эвакуации: как составить?
Профессионально разработанный план эвакуации — это гарантия не только высокой безопасности людей или имущества, но и эффективной, своевременной ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Его разработку нужно доверять опытному специалисту.
Следите за актуальными новостями — подписывайтесь на нашу рассылку.

Для чего нужен план эвакуации?

План эвакуации — официальный документ, определяющий порядок, пути и выходы людей из сооружения при пожаре или другом чрезвычайном происшествии (ЧП). Плюс к этому, в нем указаны правила поведения, а также очередность действий персонала. От того, насколько правильно и детально он составлен, зависит не только здоровье людей и сохранность имущества, но и эффективность ликвидации аварийной ситуации.

План эвакуации здания необходим, чтобы обеспечить должную безопасность людей и имущества. Профессионально составленный документ позволяет при возникновении ЧП максимально результативно и быстро решить следующие задачи:
  • Предотвращение паники, хаотичных и необдуманных действий, способных усугубить последствия нештатной ситуации.
  • Минимизация рисков для здоровья посетителей и персонала путем организованного и быстрого выхода из здания наиболее безопасным, кратчайшим маршрутом.
  • Обеспечение сохранности ценностей, оборудования и другого имущества путем применения подручных и штатных средств пожаротушения, имеющихся в здании.
  • Минимизация вероятности получения ожогов, отравления дымом, других негативных последствий путем оказания первой помощи, организации эффективной защиты органов дыхания, глаз, других участков тела с применением различных средств.

В дополнение, каждый план эвакуации обеспечивает оперативную ликвидацию ЧП путем указания точных мест расположения, а также порядка применения средств оповещения, сигнализации, пожаротушения и дымоудаления. В этом документе определены способы вызова спасателей, пожарных, скорой помощи и других экстренных служб, что также способствует своевременной ликвидации чрезвычайного происшествия и минимизации его последствий.

Где обязательно должен быть план эвакуации?

Согласно нормативам, план эвакуации при пожаре (ПЭП) обязательно должен быть во всех сооружениях, где может находиться более 50 человек персонала, работников, посетителей или других лиц. Такой документ также необходим для объектов с рабочими местами на каждом этаже от 10 сотрудников. Фактически, ПЭП нужно создавать для любого общественного, производственного, административного или коммерческого здания. Исключением являются киоски, мастерские, парикмахерские и другие небольшие постройки, включая частные дома, дачи гаражи и квартиры.

В зависимости от специфики объекта и размещения документа предусмотрено несколько видов планов эвакуации:

Локальные

Документы, составленные для конкретных помещений с учетом общей конструкции здания. Их следует размещать на хорошо видимом и освещенном месте рядом с выходом на высоте от пола 180 см.

Этажные

Планы, разработанные для каждого этажа с учетом локальных документов. Они располагаются в хорошо освещенных и видимых местах возле входа (выхода), у лестницы, лифта и др.

Секционные

Разновидность этажных планов. Они составляются для отдельных корпусов и блоков крупных объектов, если площадь этажа превышает 1 тысячу м2 или когда есть несколько обособленных секций со своими выходами. Отдельные документы нужно разрабатывать, если на этаже установлены турникеты, раздвижные, вращающиеся или другие ограничители входа (выхода), а также когда маршрут эвакуации довольной сложный или длительный с несколькими переходами.

Общие (сводные)

Такие документы представляют собой общий комплект локальных, этажных и секционных планов, составленных для конкретного объекта. Они постоянно хранятся на посту диспетчера, у дежурного (вахтера, охранника), другого ответственного или должного лица. Сводные пакеты выдаются по требованию руководителя бригады или служб, занимающихся ликвидацией ЧП.

Как составить план эвакуации?

Чтобы профессионально сделать план эвакуации, нужно обладать определенными знаниями и опытом, хорошо знать нормативные требования, конструктивные особенности здания, специфику поведения людей в критической ситуации, другие моменты. Любые недочеты или нарушения чреваты не только повышением рисков негативных последствий, но и штрафными санкциями.
Сотрудники МЧС регулярно проверяют наличие и правильность разработки соответствующих планов. Поэтому нужно, чтобы все документы были оформлены согласно действующим нормативам профильным специалистом, прошедшим обучение по пожарной безопасности в специализированном учебном центре.

Требования к составлению плана эвакуации при пожаре

Действующие нормы по разработке ПЭП регламентируются ГОСТ 34428-2018 и «Правилами противопожарного режима 1479-2020». Базовыми являются такие моменты:
  • Независимо от класса пожарной безопасности объекта, ПЭП должен обязательно содержать такие разделы:
○ Способы оповещения.
○ Порядок и пути эвакуации.
○ Особенности контроля наличия людей в помещениях.
○ Порядок проверки работоспособности автоматики и средств пожаротушения.
○ Способы тушения пожара с использованием доступных средств.
○ Последовательность эвакуации имущества и ценностей.
  • На схеме не должно быть вспомогательных или других деталей, искажающих или ухудшающих восприятие основной информации.
  • Маршруты эвакуации помечаются сплошными линиями зеленого цвета, запасные — пунктирными.
  • На схемах ПЭП должны быть определены места расположения средств пожаротушения, сигнализации, оповещения и активации автоматического противопожарного оборудования.
  • В текстовом разделе ПЭП указываются ответственные лица и исполнители с перечнем конкретных действий в порядке их выполнения.
Пожарная безопасность Пожарная безопасность - Разбор