Новости по отраслям

Как нужно использовать СИЗ с 1 сентября 2023: разбор правил

Как нужно использовать СИЗ с 1 сентября 2023: разбор правил
Продолжаем изучать сентябрьские изменения по охране труда 2023. В этой статье разберем новые правила обеспечения СИЗ: в чем отличие от старых норм, кто отвечает за выдачу, зачем работникам следить за сроками эксплуатации и др.
Следите за актуальными новостями — подписывайтесь на нашу рассылку.

СИЗ и смывающие средства 2023: сравнительный анализ новых и старых правил

Как мы уже говорили в предыдущей нашей статье об изменениях в охране труда, с сентября 2023 года для специалистов по ОТ и руководителей начнут меняться нормы в области использования средств индивидуальной защиты.

Наши специалисты внимательно изучили новый приказ № 766 н и провели сравнительный анализ этого приказа и предыдущего. Среди основных изменений было выделено следующее.
Среди новых правил есть возможность использовать типовые нормы выдачи разным работодателям, в том числе СК РФ, прокуратура, ФСБ, МЧС и другие, а также:
  • для облегчения выдачи СИЗ можно применять программно-информационные системы и устройства;
  • будет упрощена замена нескольких СИЗ;
  • добавится ряд новых обязанностей к работникам;
  • локальные нормы придется актуализировать чаще — после проявления ОПР и обращения сотрудников о новых опасностях;
  • работодатель сам будет решать, как списывать непригодные средства индивидуальной защиты, и утверждать документально.
Внимание! Эти требования обязательны для всех, поэтому выполнять их должны не только работодатели, но и работники.

Требования к работникам при обеспечении СИЗ

Главное в правилах остается неизменным — ответственным за обеспечение СИЗ остается работодатель, однако новый приказ добавил ряд новых обязанностей самим работникам:
  • применять СИЗ только по назначению и следовать правилам использования выданных СИЗ;
  • информировать работодателя об изменениях своих параметров;
  • самостоятельно осматривать СИЗ на пригодность перед началом работ и сообщать в случае обнаружения нарушений работодателю;
  • если СИЗ неисправны, но срок их годности не истек, работники должны вернуть работодателю даже не целые СИЗ;
  • если срок годности СИЗ истек, нужно вернуть их, а также вернуть при увольнении.

Нужно обратить внимание, что срок использования СИЗ начинается с того дня, когда они были выданы работнику под роспись. Эти данные позволят спланировать мероприятия по их ремонту и замене. Причем период эксплуатации СИЗ не должен превышать установленный срок годности.

За нарушения правил работника можно привлечь к дисциплинарной и материальной ответственности.
Напоминаем! Чтобы не нарушать требования охраны труда, необходимо вовремя проходить обучение, в том числе обучение по применению средств индивидуальной защиты (СИЗ).

Что должен делать работодатель при обеспечении СИЗ

Обязанности добавили не только работникам, но и работодателям. Часть из них мы уже рассмотрели в сравнительном анализе, а теперь перечислим оставшиеся:
  • необходимо разработать пошаговые действия по предоставлению работникам смывающих средств и индивидуальной защиты;
  • уведомлять сотрудников обо всех средствах, которые им положены;
  • заниматься вопросами обучения и инструктажа по применению работниками СИЗ, в т. ч. определение их пригодности;
  • учитывать и контролировать возврат средств;
  • запрещать приступать к работе сотрудникам, у которых нет СИЗ или они неисправны;
  • устанавливать вендинговое оборудование и дозаторы для обеспечения постоянного наличия в них СИЗ и смывающих средств;
  • следить за правильным использованием работниками СИЗ;
  • проводить все этапы обеспечения СИЗ, в т. ч. хранения, сушки, выявления повреждений, ремонт.

Причем до вступления в силу правил работодатель должен оценить необходимость выдачи СИЗ и смывающих средств своим сотрудникам. Именно с этого этапа начинается планирование приобретения СИЗ и обучение по их применению.

Таким образом, новые правила вносят много изменений и нововведений в сферу обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами. Поэтому очень важно до сентября провести тщательную подготовку к вступлению в силу приказа Минтруда № 766 н.

Читайте также:

Охрана труда Охрана Труда - Разбор