Как составить карту оценки профессиональных рисков?
Карта оценки профессиональных рисков — что это такое? Как ее заполнить и откуда взять данные? Для кого она составляется и зачем эта карта вообще нужна? Мы составили для вас инструкцию с примерами, давайте разбираться вместе.
Следите за актуальными новостями — подписывайтесь на нашу рассылку.
Карта оценки профессиональных рисков сотрудников
В карте оценки профрисков указываются все опасности, которые могут произойти с сотрудником конкретного рабочего места при тех или иных обстоятельствах.
Основными задачами создания такой карты являются:
прогнозирование и предотвращение несчастных случаев;
создание документа, в котором будут собраны все возможные опасности;
ознакомление сотрудника со всеми рисками его трудовой деятельности.
Форма карты оценки профессиональных рисков остается неизменной уже несколько лет. А если быть точнее, то точной формы, установленной на законодательном уровне — нет.
И в 2022, и 2023 году каждый работодатель вправе самостоятельно выбирать как будет выглядеть его образец донесения информации о возможных рисках до сотрудников.
Сегодня мы разберем один из методов составления карты — матричный, который рекомендует к использованию международная организация труда.
Выявление опасностей
На первом этапе составления карты оценки профессиональных рисков нам необходимо выявить все возможные опасности. Для этого необходимо:
Подумать, какие могут быть риски для здоровья сотрудника в различных ситуациях:
обычная деятельность (рабочий процесс: на станке);
редко выполняемые работы (принести документы из архива);
регулярные действия (поход в столовую);
аварийные ситуации (пожар).
После составления списка пробегитесь по нему глазами, представьте себе целый рабочий день сотрудника, от входа на территорию до выхода, и подумайте, что вы могли упустить.
В результате у вас должен получиться весьма внушительный список, в котором будут описаны все возможные опасности от самых незначительных, то повлекших смерть. Например:
падение ящика на ногу;
схождение снега с крыши на голову;
удар током;
порез верхних конечностей при работе со станком;
падение на мокром полу;
ожог от работы с горючими материалами;
придавливание стеллажом;
и др.
На составление карты влияют все факторы окружающие рабочее место. Для двух специалистов, работающих в разных филиалах на одной должности карта может отличаться. Ведь получить травму можно даже по пути в столовую: застряв в лифте, упав на лестнице, попав под машину.
Поэтому важно учитывать особенности не только рабочего места, но и всего предприятия в целом.
Когда выявлены все опасности, можно переходить к оценке вероятности их реализации.
Для каждого возможного происшествия необходимо обозначить категорию вероятности.
Так, например, вы регулярно видите, как зимой сотрудники поскальзываются на ступеньках при выходе из здания, да и сами пару раз падали на этом месте.
Значит у опасности «падение на лестнице зимой» будет пятая категория — весьма вероятно.
Степень тяжести
После определения категории вероятности необходимо для каждого происшествия произвести оценку степени тяжести последствий: Так, например в результате падения на скользких ступеньках сотрудник может получить не только обычный ушиб, но и серьезную травму головы или перелом конечностей. Поэтому данное происшествие будет отнесено к категории «Значительная».
В зависимости от тяжести последствий несчастного случая работодателю или ответственному может грозить как административная, так и уголовная ответственность.
Оценка профессионального риска
На основе выявленных тяжести и вероятности, необходимо свериться с таблицей и определить степень риска от 1 до 25: Продолжаем пример: в компании существует риск поскользнуться на ступеньках зимой. Мы определили для этого происшествия вероятность и тяжесть, теперь соединяем их по таблице.
«Весьма вероятно» и «Значительная» дают нам оценку риска равную 15.
Снижение рисков
На этом этапе вы разрабатываем меры по снижению рисков, которые мы выявили для рабочего места и оценили.
Чем выше оценка профессионального риска, тем серьезнее и скорее должны быть меры по ее устранению. К таким мероприятиям могут быть отнесены:
выдача средств индивидуальной защиты (СИЗ);
установка средств коллективной защиты (СКЗ);
контроль за техникой безопасности и соблюдением правил охраны труда;
установка различных технических средств безопасности;
и другое.
Так, например, если для сотрудника существует риск упасть на ступеньках зимой. то необходимо с наступлением холодов сразу заняться этим вопросов: установить перила, посыпать регулярно солью, отбивать лед.
Для сотрудников, работающих на высоте, выделяются средства страховки и проводится специальное обучение. Для водителей — организуют регулярные медосмотры.
Как в итоге должна выглядеть карта оценки профрисков?
Карта оценки профессиональных рисков может включать в себя следующие графы:
должность, для которой составляется карта;
место возможного происшествия;
все выявленные опасности;
оценка каждой опасности (по таблице);
меры по снижению или исключению опасности.
Не лишним будет упомянуть:
наименование компании;
ИНН;
адрес.
А также выделить графу для даты ознакомления с картой и подписи сотрудника.
Небольшой итог
Составление карты оценки профрисков — это очень трудоемкий процесс, который, однако, позволяет не только избежать травм и летальных исходов, но и предотвратить аварийные ситуации.
Важно понимать, что карта составляется не на конкретного сотрудника или профессию в целом, а для определенного рабочего места.